Изменения в Федеральном законе «О промышленной политике» от 26.10.2024 № 357-ФЗ позволяют строить инфраструктуру и любые промышленные объекты по всему миру. «В качестве проектов комплексного строительства на территории иностранных государств могут выступать: бондовые склады, зоны, транспортно-логистические центры (транзит и хранение продукции без необходимости прохождения таможенных процедур); промышленные кластеры (создание промышленного производства за рубежом); портовая инфраструктура (строительство морских портов и транспортных терминалов)», – уточняется в документе.
Изменениями предусматривается и господдержка при реализации комплексных инвестиционно-строительных проектов российских организаций за рубежом по EPC-контрактам (Engineering, Procurement и Construction). В этом случае подрядчик обязуется разработать проект, построить и сдать объект в эксплуатацию. Проект, реализуемый по таким контрактам, может рассчитывать на господдержку, если при его реализации будет использована требуемая минимальная доля российской промышленной продукции. Решение о выдаче субсидии будет принимать Минпромторг.
Согласно проекту федерального бюджета на ближайшие три года, для создания зарубежной инфраструктуры в 2025 году предусмотрено около 837,1 млн руб., в 2026 и 2027 годах – по 1 млрд руб., включая строительство транспортно-логистических центров и промышленных зон.
По мнению первого заместителя генерального директора по стратегии и развитию ГК «Дело» Александра Иодчина, помимо развития международных транспортно-логистических коридоров нужно создавать собственную инфраструктуру за рубежом. «Если мы хотим повысить конкурентоспособность экспорта российской продукции, то необходимо решать задачи транспортного суверенитета. Мы должны контролировать полностью логистическую цепочку», – сказал он в ходе своего выступления на национальном промышленном конгрессе PromSpace.
Эта стратегия описана в федеральном проекте «Развитие международной экспортной инфраструктуры», уточнил эксперт Каспийского института стратегических исследований Александр Караваев.
В августе 2024 года в состав этого нацпроекта включён федеральный проект «Развитие международной экспортной инфраструктуры» дополнительно к трём реализующимся в настоящее время («Промышленный экспорт», «Экспорт продукции АПК» и «Системные меры развития международной кооперации и экспорта»). Новый федеральный проект предполагает создание и поддержку промзон в зарубежных странах. Правительство РФ рассматривает возможность строительства 13 хабов и готово инвестировать в данное направление более 130 млрд руб.
По мнению Александра Караваева, это единственная стратегия для наращивания экономического присутствия России в регионах стран БРИКС, где нет прямого доступа к железнодорожному транспорту. «Доступ на эти рынки возможен только через порты, создание перевалочных пунктов и инвестиции в портовые терминалы, хабы, склады», – подчеркнул он.