Доля недружественных стран в структуре экспорта и импорта продолжает снижаться, а спрос на российские товары со стороны стран Ближнего Востока и Африки – расти. Его можно удовлетворить, повысив пропускную способность сети ОАО «РЖД».
По итогам 2023 года доля экспорта в недружественные страны составит 16%, а импорта – 7% от общего объёма против показателей 2021 года (55% и 26% соответственно).
В перспективе к 2030 году доля экспорта в недружественные страны составит порядка 11,7% от общего объёма, импорта из таких стран – 5,1%, прогнозируют в Центре стратегических разработок (ЦСР).
«По нашим прогнозам, торговля с такими (недружественными. – Ред.) странами не обнулится, но будет снижаться», – отметила председатель Общественного совета при Минтрансе России Татьяна Горовая в ходе пленарной дискуссии «Российский транспорт: форпост для развития» на XXI Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство».
Сегодня, несмотря на переориентацию грузопотоков, структура экспорта товаров существенно не изменилась: нефть, уголь и газ – каждая номенклатура занимает около 20% от общей структуры вывоза на данный момент. К 2030 году их доли останутся на том же уровне, прогнозируют в ЦСР.
«Есть потенциал роста экспорта продовольственных товаров, зерновых перевозок. Мы понимаем, что у нас основные потребители – страны Ближнего Востока и Африка, где потребление существенно растёт и продолжит расти», – отметила Татьяна Горовая.
По оценкам экспертов, в 2022 году объём экспорта в Индию увеличился в 3,5 раза, в Азербайджан – на 27%, в Китай и Турцию – по 15%, в Иран – на 7%.
Импорт в РФ из стран, которые не присоединились к антироссийским санкциям, также показывает положительную динамику. Объём импорта из Китая увеличился с 2022 года на 35%, из Юго-Восточной Азии – на 26%, из Турции – на 17%. Благодаря переориентации логистики растёт грузопоток по маршрутам международного транспортного коридора Север – Юг и через порты Азово-Черноморского бассейна. Татьяна Горовая убеждена, что маршрут МТК Север – Юг будет развиваться на фоне транспортных ограничений Восточного полигона, а также морских портов Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов.
Необходимо развивать в первую очередь технологии перевозки, считает старший вице-президент по операторской деятельности и взаимодействию с государственными органами ГК «Дело» Денис Илатовский. По его словам, один только механизм виртуальной сцепки на сети ОАО «РЖД» позволил перевезти за девять месяцев текущего года дополнительные 8,5 млн тонн грузов и сэкономить более 200 млрд руб. инвестиций.
Перспективность такого подхода 6 декабря отметил премьер-министр России Михаил Мишустин, сказав, что необходимо к 2030 году заместить парк полувагонов Восточного полигона на инновационные с повышенной грузоподъёмностью 75 тонн, что на 5,5 тонны больше универсального.