Рынок контейнерных перевозок из Китая на подъёме. Определены основные товары, которые едут из Поднебесной. За счёт китайского автопрома резко выросли объёмы контейнерных перевозок между странами.
Около 80% импорта из Китая составили всё те же машины, сельскохозяйственное оборудование, бумага, метизы, химикаты и сода, товары народного потребления. Объём китайских автомобилей относительно 2022 года в контейнерах вырос более чем в 10 раз за 10 месяцев текущего года.
«В части структуры, если смотреть крупные сегменты, то в 2023 году:
21% приходится на товары народного потребления (обувь, одежда, игрушки, мебель, электроника и т.д.);
18% приходится на автосегмент (авто и з/ч);
18% приходится на различное оборудование и станки;
16% — различные изделия из металла (включая метизы, крепёж);
13% приходится на различную химию», — такие данные нам предоставила компания ФЕСКО.
Китайцы являются производителем огромного количества неоригинальных запасных частей, которые нужны для машин, которые имеются у нас в автопарке. С такими агрегатами сложно, их не продают, ввозят параллельным импортом, из-за чего они сильно дорожают, сказал vgudok.com автомобильный эксперт, координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов.
«Многие из автовладельцев переходят на неоригинальные запасные части с целью сэкономить. Плюс в России стареет парк и люди поняли, что надо растягивать эксплуатацию автомобиля. Был какой-то период, когда автовладельцы наплевательски относились к машинам. Мол, сейчас куплю, через три года поменяю на что-нибудь новенькое.
Такое было отношение к автомобилю как к вещи, которую легко купить. Сейчас понятно, что ситуация с автомобилями, с их ценой, доступностью изменилась надолго.
Гораздо дешевле, практичнее свою машину содержать в максимально приличном состоянии.
Все эти факторы играют роль. И, в общем-то, рост спроса на обслуживание автомобилей, переход с оригинальных запчастей на неоригинальные, дают такую картину», — рассказал эксперт.
Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев прогнозирует следующее:
«В итоге все пересядут на китайские авто. Процентов 90% точно. Китайцы очень быстрыми темпами двигаются. Одна проблема — пока что таким машинам потребитель не очень доверяет. Потому что, когда они десять лет назад заходили на рынок, это было очень плохое качество и сервис.
После этого многие автовладельцы говорили, что больше никогда не пересядут на китайскую машину.
Сейчас картина изменилась, китайцы к производству подходят совсем по-другому. Поэтому нас впереди ждёт эра китайский автомобилей», — резюмирует эксперт.
Китайские грузы попросту заменили на рынке европейскую и американскую продукцию, начиная, опять же, с автомобилей и заканчивая одеждой и игрушками. По данным китайской таможни, общий импорт всех грузов из КНР в Россию за январь — октябрь вырос на 52% до 90 млрд долларов.
Представитель ГК «Дело» оценил текущую торговую ситуацию так:
«С увеличением сервисов в портах Балтики, Азово-Черноморского бассейна и Арктики, модернизацией Восточного полигона и развитием новых географий продаж грузов российских и иностранных производителей контейнерные перевозки продолжат расти.
Также в ближайшие 2–5 лет ожидается активное строительство новых предприятий в химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслях, продукция которых будет перевозиться в контейнерах.
В 2023 году основные направления контейнерных перевозок в экспорте включают Китай, Турцию, Корею и Индию. В импорте основными направлениями контейнеров являются Китай, Корея, Индия и Казахстан».
Если смотреть на перевозки в контейнерах с использование ж/д плеча, то основу грузопотока в 2023 году составляют товары народного потребления (20%), машины и оборудование (18%), автомобили (17%), продукция из металла (16%), отметили в ГК «Дело».
«В 2023 году динамичнее всего растут перевозки автомобилей — за 10 месяцев 2023 года импорт более чем в 4 раза превысил объёмы за аналогичный период 2022 года, что обусловлено постепенным замещением уходящих из России автомобильных марок китайскими машинами. В 4 раза вырос импорт металлических конструкций.
Перед новогодними праздниками наблюдается естественный рост контейнерных перевозок.
В этот период происходит активный импорт товаров народного потребления (для удовлетворения спроса и обеспечения планов снабжения предприятий). Также увеличивается объём экспорта, поскольку предприятия стараются завершить продажи и отправить готовую продукцию.
Традиционно объёмы контейнерных перевозок за 1-2 месяца до новогодних праздников всегда выше, чем в октябре, на 5–10%. В текущем году ожидается схожая ситуация», — рассказал нам представитель ГК «Дело».
Резкого увеличения потока контейнеров из Китая в Россию, направляемых железнодорожным транспортом, ожидать не приходится. На сегодняшний день появляется всё больше игроков, которые готовы переключить контейнер на море, тем более что фрахт подешевел в разы.
Раньше «ящики» из Китая шли до Санкт-Петербурга, разгружались и шли дальше. Потом возвращались порожняком в Петербург и дальше в Китай, рассказал vgudok.com заместитель председателя НП ОЖдПС Денис Семёнкин.
«Эта схема в последние месяцы активно возрождается. Как китайские, так и российские морские операторы начинают активно перевозить контейнеры морем. Ставки фрахта контейнеров не завышены в отличие от железнодорожных перевозок с Дальнего Востока. Думаю, что тот объём, который отправили контейнерными поездами с Дальнего Востока и из Забайкалья с Восточной Сибирью, он максимальный и больше не будет. Остальное уйдёт морем.
Надо понимать, что у нас растут тарифы.
Административные сложности, связанные с планированием перевозочного процесса, никто не отменял. Плюс нехватка на Дальнем Востоке фитинговых платформ и контейнеров благодаря действиям РЖД, не желающих потеснить уголь во имя контейнерной логистики. Это тоже проблема.
А «море» сегодня может по неизменным тарифам возить контейнеры из Юго-Восточного Китая в Санкт-Петербург. Там «ящики» разгружаются. Железная дорога не смогла освоить объём контейнеров, которые предъявлялись со стороны Китая. Шанс был упущен. Контейнеры уйдут на море», — предполагает наш собеседник.
На взгляд редакции, эксперты даже недооценивают масштабы китайской торгово-промышленной экспансии. Несмотря на рост оборотов, у России сохраняется положительное сальдо в торговле с Китаем за счёт роста поставок энергоносителей, металлов, древесины и в гораздо меньшей степени других товаров. И Пекин будет стремиться всеми силами сбалансировать эту ситуацию. А так как многие мировые компании сознательно освободили рынок и создали такую невероятную по нынешним временам вещь, как товарный дефицит в отдельных секторах, то нас ждёт такой поток китайских товаров, которые мы ещё не в силах вообразить.