ИТОГИ ГОДА: Ставки сделаны - логистика и судостроение идут в государственный ва-банк
Судоходная и стивидорная отрасли уходящий год могут занести себе в актив. После шокирующих вызовов 2022 года с его транспортной блокадой, моряки и стивидоры смогли найти подходы почти ко всем главным проблемам: совместными усилиями был преодолен контейнерный кризис на Дальнем Востоке, выстроены и обеспечены флотом новые логистические маршруты, ставки фрахта на контейнерном рынке вернулись к доковидным уровням, а грузооборот морских портов продолжил рост.
Знаковое событие года - смена парадигмы российской логистической сферы, фактически перешедшей под контроль государства. Серия судебных решений в отношении акционеров FESCO привела к национализации транспортной группы и формированию крупнейшего транспортного альянса в логистике и инфраструктуре под эгидой «Росатома».
Судостроительная отрасль также стала свидетелем ряда поворотных и ключевых событий, оформивших новую эпоху. Были приняты решения, направленные на трансформацию системы с фокусом на амбициозную программу строительства флота и финансовое оздоровление «Объединенной судостроительной корпорации», которая перешла под управление ВТБ (MOEX: VTBR).
В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ
Текущая повестка судостроения была сформирована в конце 2022 г., когда президент Владимир Путин призвал выделить средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на льготный лизинг водного транспорта, что стало отправной точкой для дальнейшей системной перезагрузки.
Вопросы развития и финансирования судостроителей были рассмотрены на совещании у главы государства уже во второй рабочий день года. Инвестпрограмма льготного водного лизинга сформирована, заявил тогда вице-премьер - глава Минпромторга Денис Мантуров, анонсировав грандиозные планы: программа гражданского судостроения до 2027 г. оценивается в 231 млрд руб., из которых 136 млрд руб. могут быть профинансированы из средств ФНБ, еще 85 млрд руб. АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) привлечет с рынка.
Совместными усилиями государства и бизнеса по программе водного лизинга в период с 2023 по 2027 гг. верфи должны построить 260 гражданских судов различного назначения и дедвейта. Наибольший объем заказов планируется по грузовым судам, таким как танкеры, контейнеровозы, баржи, буксиры и сухогрузы, в том числе арктического класса. Также планируется строительство рыбопромысловых судов, земснарядов и пассажирского флота, включая круизные лайнеры.
Паспорт инвестпрограммы по строительству судов водного транспорта по договорам лизинга с софинансированием за счет средств ФНБ правительство РФ сформировало в середине февраля, запустив тем самым график масштабного пятилетнего строительства судов речного и морского флота для отечественных грузовладельцев и судоходных компаний. Но этого, как оказалось, было недостаточно.
НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ И СКОРРЕКТИРОВАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
В апреле Минпромторг оценил спрос и портфель заказов на строительство отечественного флота на более долгосрочный период. Потребность заказчиков по строительству судов до 2035 г. насчитывает 985 судов, из которых 153 крупнотоннажных и среднетоннажных.
В июне президент провел новое совещание, на котором обсуждались вопросы развития речного транспорта. По его итогам к марту 2024 г. планируется определить объемы средств ФНБ на льготный лизинг для строительства не менее 200 пассажирских судов.
Тогда же премьер Михаил Мишустин поручил Минпромторгу и «Росатому» представить предложения по строительству судов ледового класса для Северного морского пути.
ДВА ДЕСЯТКА УБЫТКОВ
Параллельно с масштабными планами строительства судов обсуждались сценарии по финансовому оздоровлению «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Еще в середине 2022 г. Путин раскритиковал главу ОСК Алексея Рахманова за заключение убыточных контрактов. Планировалось, что будет проведен финансовый аудит накопленной задолженности ОСК в сегменте гражданского судостроения.
В марте замглавы Минпромторга Виктор Евтухов сообщил, что ОСК подала документы для проведения программы финансового оздоровления. Докапитализация нужна для того, чтобы корпорация могла строить широкую линейку судов, при этом привлекать банковские средства на модернизацию мощностей. ОСК необходимо оказать финансовую поддержку, которая позволит разобраться с долгами, пояснял он. Оценки средств, необходимых корпорации на финоздоровление и покрытие убытков, не назывались. Сама ОСК, как и целый ряд российских компаний, не публиковала финансовую отчетность за 2022 год.
Около 25-30 млрд рублей в год закроют все потребности в капитальных вложениях для гражданских верфей, сообщил в преддверии ПМЭФ-2023 глава ОСК в интервью «Интерфаксу». Рахманов также озвучил финансовые результаты корпорации за 2022 год: «Мы получили убыток порядка двух десятков миллиардов рублей, или примерно 6% от выручки», - сказал Рахманов. Все убытки были сформированы исключительно на головных судах, отмечал он, выпуск серийных судов идет с ожидаемой рентабельностью и без проблем.
СТАВКИ СДЕЛАНЫ
Но уже очень скоро убытки ОСК стали головной болью совсем других людей. Начиная будничную рабочую встречу с главой ВТБ Андреем Костиным, президент Путин неожиданно поставил «оргвопрос», далекий от банковского бизнеса.
«Правительство проработало вопрос и вышло с предложением передать ВТБ государственный пакет акций Объединенной судостроительной корпорации. Я поддерживаю это предложение», - сказал Путин. К счастью, Костин об этой идее уже знал и на просьбу сформулировать свою реакцию ответил благодарностью за доверие. Но тут же признался, что в первый раз услышать про дуэт ВТБ и ОСК «было, конечно, достаточно неожиданно».
«Но могу сказать, что мы хорошо знаем эту организацию, с самого начала ее создания. Мы работаем тесно и с корпорацией, и с предприятиями, входящими в корпорацию, поэтому знаем проблемы, особенно в том, что касается организации финансирования», - сказал Костин.
Позже решение о передаче акций банку сроком на 5 лет прокомментировал и Рахманов, возглавлявший корпорацию с 2014 года. «Я выскажу пожелания, которые нам хотелось бы получить в результате такой передачи. Прежде всего, конечно, это скорость принятия решений, второе - это прагматичный взгляд на программы технического перевооружения, потому что наши гражданские верфи не имели инструмента, через который мы могли бы обновлять наши фонды. Третье - все то, что касается управления непрофильными активами, конечно, наверное, у банка больше возможностей, чем у нас и наших специалистов, которые могут шире глядеть на эту проблему», - заявил Рахманов.
ВТБ У РУЛЯ
Скорость принятия решения тут же возросла. Вскоре после заявления стало известно, что генеральным директором ОСК теперь будет не Рахманов, а первый зам Костина Андрей Пучков. Костин же возглавил совет директоров корпорации.
В ноябре Путин провел очередную встречу с главой ВТБ, которую по формирующейся уже традиции начал с судостроения. В ходе встречи Путин отметил поездки Костина на верфи ОСК и поинтересовался, как команда ВТБ реагирует на появление такого колоссального актива. «Позитивно, конечно. Безусловно, будет тесное взаимодействие с банком, уже команды выезжают на предприятия. Поэтому прорабатываем, конечно, и финансовый план оздоровления, и план перспективных инвестиций тоже», - сказал Костин.
Глава совета директоров ОСК на встрече указал на недостаток мощностей и технологий и предложил построить две новые верфи - одну в Ленинградской области, вторую - на Дальнем Востоке. Позже губернатор Ленобласти Александр Дрозденко представил четыре варианта площадок для размещения на своей территории новой верфи ОСК.
Объем финансирования и инвестиционные планы ОСК будут определены после завершения аудита, который проводит новое руководство. Общий объем средств, необходимый для финоздоровления убыточной ОСК, будет определен к концу февраля - в марте 2024 года, заявил в декабре Евтухов.
Однако первый шаг поддержки банк сделал, не дожидаясь результатов финансового аудита. ВТБ предоставил корпорации бридж-кредит объемом 50 млрд руб. на полгода. По словам Костина, кредит выдан для покрытия обязательств и инвестиций, включая зарплаты, платежи в бюджет и строительство судов.
Судьба судостроения могла бы сложиться и по-иному. Активный интерес к отрасли проявляла другая госкомпания, являющаяся крупнейшим заказчиком ОСК по строительству атомных ледоколов. Глава «Росатома» Алексей Лихачев заявлял о необходимости строительства мега-верфи на северо-западе, помимо этого обсуждалась передача госкорпорации контроля над «Балтзаводом» (входит в ОСК). Но государство решило утолить атомные амбиции лидерства в другом транспортном сегменте, отдав на откуп национальную логистику.
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ: НОВЫЙ ВИТОК ДОЛГОЙ ИСТОРИИ
Неизбежная развязка многолетнего сюжета вокруг FESCO наступила в первый рабочий день года, вернее - ночь, когда суд огласил решение по иску Генпрокуратуры к основателю группы «Сумма» Зиявудину Магомедову, его брату - Магомеду Магомедову, ряду физических и юридических лиц. Еще в декабре братьев приговорили к длительным тюремным срокам с конфискации долей в транспортных активах FESCO. В начале января суд обратил в доход государства акции ПАО «ДВМП» (MOEX: FESH) (головная компания FESCO), ранее принадлежавшие Магомедову.
То, что пакет акций Зиявудина Магомедова (32,5%), находящегося под стражей с 2018 года, будет национализирован, казалось неизбежным. Изюминкой стало решение в отношении других акционеров, в том числе купивших бумаги ДВМП после ареста братьев: Михаила Рабиновича и его партнера Андрея Северилова (владели 26,5% и 23,8% акций FESCO соответственно), и ряда компаний-акционеров. Структура акционеров группы не раскрывалась, по оценкам «Ведомостей», в сумме суд конфисковал более 92% акций FESCO.
Участники рынка предполагали различные варианты дальнейшей судьбы FESCO, в том числе продажу пакета акций на аукционе. Однако конкурировать за актив рыночным игрокам не пришлось. В ноябре президент Путин подписал указ о передаче акций ПАО «ДВМП»: новым владельцем группы стала государственная корпорация «Росатом».
АТОМНЫЕ РЕАКЦИИ
Передача «Росатому» акций FESCO позволит госкорпорации решить поставленные задачи по созданию глобального транспортного коридора на Севморпути, прокомментировал решение Лихачев. Он напомнил, что госкорпорация выполняет функции единого инфраструктурного оператора СМП, добавив, что без своего логистического актива организовать внутренние перевозки, северный завоз и транзит по Севморпути сложно. «Именно таким активом президент посчитал FESCO, поскольку это один из главных мировых игроков, в том числе и в контейнерных перевозках. В серверном завозе FESCO играет ключевую, можно сказать, решающую роль «, - заявил Лихачев.
Глава «Росатома» не забыл отметить и альянс госкорпорации с группой «Дело», который в основном касается сухопутных перевозок, в то время как FESCO занимает большую часть глобального рынка морских перевозок.
«Для нас принятое 8 ноября решение стало неожиданностью. В рамках прошедших судебных процессов значительная часть капитала была обращена в пользу государства, но мы до настоящего времени не имели понимания, к какому ведомству и в ведение какого конкретно собственника будем отнесены в конечном счете», - заявил «Коммерсанту» председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов. После принятия решения о передаче акций госкорпорации «Росатом» FESCO пока не получала инструкций по дальнейшей деятельности, сказал он.
АКТИВНЫЙ ПАРИТЕТ
Между тем, незадолго до получения контроля над FESCO, «Росатом» усилил свою позицию в управлении группой «Дело», в которую входит интермодальный контейнерный оператор «Трансконтейнер» (MOEX: TRCN), мультимодальный транспортный оператор «Рускон», холдинг «ДелоПортс» и ведущий оператор контейнерных терминалов Global Ports.
В сентябре стало известно, что совладельцы «Дела» Сергей Шишкарев и «Росатом» договорились о более активном участии госкорпорации в управлении компанией. Партнеры согласовали равное количество представителей в совете директоров, соотношение долей при этом не изменилось (у Шишкарева 51%, у Росатома 49%). «Росатом» также уравнял количество представителей в советах директоров Global Ports и «Трансконтейнера».
В тот же день, когда был опубликован указ президента о передаче акций FESCO, «Дело» объявило о кадровых перестановках в управлении группой. Гендиректором «Управляющей компании «Дело» была назначена директор по развитию бизнеса «Росатома» Екатерина Ляхова. Топ-менеджер при этом сохранила свою должность в госкорпорации, где в том числе курировала проект транзитных перевозок по Севморпути. Тогда же вышел перечень поручений Путина по итогам совещания по развитию дальневосточных городов, в числе которых было поручение правительству и «Росатому» представить к апрелю 2024 г. предложения по формированию единого морского коридора на Северном морском пути.
ВЫХОД НА ГЛОБАЛЬНЫЕ РЫНКИ
Разработкой проекта контейнерного транзита по Севморпути «Росатом» занимается уже несколько лет. На ВЭФ-2023 Ляхова уточнила, что в рамках проекта планируется построить до девяти пилотных контейнеровозов усиленного арктического класса. Кроме того, намечено создание совместного предприятия для реализации проекта с международным партнером, компанией DP World.
О том, что «Русатом Карго»(структура госкорпорации) ведет переговоры по созданию совместного предприятия с арабским портовым оператором DP World, стало известно еще в 2020 г. За несколько лет стороны успели заключить ряд соглашений о совместном развитии логистики и контейнерных перевозок по СМП, однако конкретных шагов по СП не предпринималось.
Совместное предприятие ООО «Международная контейнерная логистика» (51% в СП у «Росатома», 49% - у DP World) было зарегистрировано в октябре. «Сотрудничество двух компаний направлено на развитие дополнительного торгового маршрута для морских контейнерных перевозок через Северный морской путь. Среди ближайших задач совместного предприятия - завершение проектирования инфраструктурных объектов на маршруте, уточнение объема инвестиций и графика работ», - прокомментировали «Интерфаксу» создание СП в «Росатоме», отметив, что объем перевозок на пилотном этапе проекта оценивается в 800 тыс. TEU в год.
В декабре партнеры «вышли за пределы» Севморпути, заявив на COP28 в Дубае о намерении создать глобального логистического оператора с акцентом на страны БРИКС. Теперь компании будут не только совместно реализовывать проект по созданию первой регулярной арктической контейнерной линии через Северный морской путь, но и планируют работать на базе инфраструктуры Евразии, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки.
«Росатом» пока не торопится делиться планами о том, как будет владеть и управлять несколькими транспортными блоками. Первым шагом интеграции нового транспортного актива в структуру госкорпорации стало назначение вице-президента FESCO Сергея Сидорова главой СП Росатома и DP World по транзитным контейнерным перевозкам по Севморпути.
Не исключено, что одним из возможных вариантов станет объединение всех транспортных сегментов в единую корпоративную оргструктуру. Пока же морские и ж/д перевозки, портовые терминальные активы, управление инфраструктурой СМП и ледокольный флот находятся в разных подразделениях и решения по ним принимаются в разных кабинетах.
Тем интереснее будет наблюдать процесс становления нового для «Росатома» бизнес-блока по транспорту, не уступающего по размаху и масштабу основным, классическим видам деятельности корпорации. Начав с арктический повестки по Севморпути, с последующим вхождением в группу «Дело» и получением контроля над FESCO, «Росатом» стал крупнейшим транспортным игроком.
ЗАДЕЛ-2024
Прогнозируется, что перевалка грузов в морских портах в 2023 г. вырастет на 7% и достигнет 900 млн тонн. В следующем году по прогнозу Росморречфлота грузооборот морских портов может увеличиться еще на 7%, превысив планку в 960 млн тонн.
Несмотря на сложные времена, инвесторы не отступают от новых проектов, наращивая отечественные портовые мощности. Среди ключевых событий уходящего года - запуск железнодорожного движения к угольному терминалу «Лавна» под Мурманском, первая отгрузка угля на судно в порту Суходол на Дальнем Востоке и завершение дноуглубительных работ на Волго-Каспийском канале, что обеспечит судам безопасный проход с гарантированной осадкой 4,5 метра по водной артерии возрождаемого коридора «Север-Юг».
В 2024 году Росморречфлот рассчитывает на прирост порядка 60 млн тонн портовых мощностей за счет ввода новых объектов, в том числе в Усть-Луге (Ленинградская область), портах Азово-Черноморского бассейна и на Дальнем Востоке. Помимо этого, на данный момент портовые инвесторы заявили 15 новых деклараций по строительству и расширению морских терминалов.
В части судостроения ключевым фактором развития станет новая стратегия развития ОСК. После аудита и определения основных вызовов по финансовому оздоровлению корпорации и ее верфей новое руководство рассчитывает представить обновленную стратегию весной 2024 года.
Интерфакс, закрытая лента < Вернуться к списку