Группа компаний «Дело» предложила комплексное решение существующих на сегодняшний день логистических проблем с перемещением контейнеризированных грузов во всех направлениях – экспортном, импортном и транзитном. Об этом заявили её представители, генеральный директор ООО «УК «Глобал Портс» Альберт Лихолет и первый вице-президент ПАО «ТрансКонтейнер» Виктор Марков, выступая 15 ноября 2022 г. на панельной дискуссии «Контейнерный поток в эпоху глобальных шоков. Актуальные траектории развития рынка», состоявшейся в рамках ежегодного форума «Транспортная неделя-2022».
По словам Виктора Маркова, несмотря на все негативные факторы, по итогам 10 месяцев 2022 года российский рынок контейнерных перевозок стабилизируется. Их объем даже чуть выше относительно аналогичного периода прошлого года. Хотя основная позитивная динамика обусловлена высокой базой начала текущего года, сложившейся до введения всех ограничений, очень важным элементом показанной рынком устойчивости является наращивание импорта из Китая.
Следствием этого стал ключевой для показателей прирост импортных перевозок – на 14% к аналогичному периоду прошлого года, внутрироссийские перевозки показывают рост на 3,5%. Основным драйвером падения стали транзитные перевозки – на 19%, довольно существенно проседает экспорт – на 4%.
При этом выступающие отметили, что контейнерные грузопотоки распределились географически крайне неравномерно. Виктор Марков прокомментировал: «Объёмы железнодорожных контейнерных перевозок в сообщении с Дальним Востоком выросли на 19% за 10 месяцев этого года, при этом в октябре динамика ещё более существенная – 33% к октябрю прошлого года. Восточный полигон, погранпереходы и порты, оказались не в полной мере готовы к такому развороту. Мы видим усиление дефицита пропускных возможностей инфраструктуры Восточного полигона».
Ещё одной проблемой представителями Группы указано резкое, до 30% к уровню лета 2022 г., падение количества согласованных контейнерных поездов в сторону Забайкальской и Дальневосточной железных дорог. Подчёркнуто, что эксплуатационная обстановка ухудшается, выросло количество брошенных на сети вагонов с контейнерами, из-за этого снижены экспортные потоки, что, в свою очередь провоцирует скопление импорта на сухопутных погранпереходах и в портах Дальнего Востока. Существенно увеличивается срок доставки контейнеров конечному получателю – до двух-трех месяцев. Альтернативные маршруты, разработанные в настоящее время, дороже в сравнении с классическими. Следствие происходящего – из платежеспособного экспорта/импорта вывозится только около 70%.
Представителями Группы предложено комплексное решение упомянутых проблем, которое можно условно разделить на три блока – инвестиционные, технологические и организационные.
Инвестиционные решения и государства, и бизнеса должны учитывать не только наиболее крупные базовые объекты транспортной инфраструктуры (такие, например, как БАМ и Транссиб), но и более мелкие, но не менее значимые. Речь, прежде всего, идёт о расширении пропускной мощности морских и сухопутных ворот нашей страны – портов, включая подходы к ним, и пограничных переходов. Без таких инвестиций они скоро грозят стать по-настоящему «бутылочными горлышками» при продвижении контейнеропотоков в экспортно-импортном сообщении. Спикеры отметили, что Группа в настоящее время на восточном направлении активно инвестирует в терминал на станции Забайкальск и инфраструктуру Восточной стивидорной компании (ВСК, входит в стивидорный актив Группы Global Ports).
Виктор Марков подчеркнул, что со следующего года в результате реконструкции Забайкальска может прибавиться от трех до четырех контейнерных поездов с импортом в сутки дополнительно к сегодняшним пропускным способностям станции и погранперехода.
По словам Альберта Лихолета, для адаптации к потребностям рынка и росту контейнерного грузооборота на Дальнем Востоке Global Ports расширяет парк оборудования ВСК, в том числе перебрасывая его с северо-западных терминалов, и полезную площадь, осваивая вновь приобретённые земельные участки. При условии параллельного развития станции Находка-Восточная пропускная способность ВСК в 2031 году сможет достигать 1,8 млн ДФЭ.
В качестве важнейших объектов на Востоке также отмечены погранпереход Нижнеленинское в Еврейской автономной области и погранпереход Достык – Алтынколь на границе Казахстана с Китаем.
Второй блок предложений Группы касается решения сложившихся проблем в организации движения по Восточному полигону. Представители Группы предложили разработать единый, четкий и однозначный нормативный акт системы подачи заявок для провоза здесь груза железнодорожным транспортом.
По словам Виктора Маркова, отсюда вытекает предложение по приоритизации контейнерных перевозок по Восточному полигону, что не просто решит проблемы с экспортом, но и обеспечит нашу страну жизненно и стратегически важным импортом, который сейчас с трудом проходит через порты и погранпереходы.
Третий предложенный Группой блок – организация и развитие новых сервисов, призванных, с одной стороны, компенсировать разорванные логистические цепочки, с другой, – укрепить транспортный суверенитет нашей страны. Именно в этих целях Группа активно развивает собственные морские сервисы, новые точки входа и выхода, новые корреспонденции транспортных маршрутов. В частности, только за последнее время организованы сервисы с Турцией (порты Стамбул, Самсун, Мерсин) и Индией (Мундра и Нава-Шева).
«В связи с этим абсолютно логичным шагом выглядит приобретение Группой компаний «Дело» Сахалинского морского пароходства – мы гарантированно обеспечим часть наших сервисов уже собственным флотом», - подчеркнул Виктор Марков.
Одновременно новые судоходные компании, ранее работавшие на рынке Дальнего Востока и стран Юго-восточной Азии начали тестировать контейнерные сервисы прямого сообщения из Китая и Индии на морские терминалы Global Ports на Северо-Западе.
Справка о компании
Группа компаний «Дело» – крупнейший в России транспортно-логистический холдинг, управляющий морскими контейнерными терминалами в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах, сетью железнодорожных контейнерных терминалов, парком контейнеров и фитинговых платформ. Головной компанией Группы является ООО «УК «Дело».
В стивидорное направление бизнеса Группы входят холдинг ДелоПортс и ведущий оператор контейнерных терминалов Global Ports. Транспортно-логистическое направление составляют мультимодальный транспортный оператор Рускон и интермодальный контейнерный оператор ТрансКонтейнер. Шиппинговое направление бизнеса составляет холдинг ОАО «Сахалинское морское пароходство» (SASCO), одна из крупнейших судоходных компаний России.
Global Ports Investments PLC – ведущий оператор контейнерных терминалов на российском рынке. Группа компаний «Дело» владеет 61,5% в Global Ports Investments PLC.
Терминалы Global Ports расположены в Балтийском и Дальневосточном бассейнах, являющихся ключевыми регионами внешнеторговых грузопотоков.
ПАО «ТрансКонтейнер» – российский интермодальный контейнерный оператор с крупнейшим в России парком контейнеров и фитинговых платформ, на всей сети железных дорог стандарта 1520.
< Вернуться к списку