Вопросам логистической связанности России посвятили сразу несколько сессий ВЭД-2024. Заявлено, на экономическое развитие России значительно влияет состояние транспортных коридоров. Отдельно участники рынка обсудили и контейнерную логистику Восточного полигона, отметив, что контейнеры для ВП – это не только новые возможности, но и вызовы. Игорь Левитин, советник президента России, специальный представитель президента России по международному сотрудничеству в сфере транспорта, зампред Морской коллегии РФ – Восточный полигон, когда принимали программу его развития, прежде всего был для вывоза тех новых продуктов, товаров промышленности, создаваемых в Сибири и на Дальнем Востоке. Но после 2022 года концепция поменялась. Те регионы Сибири и Дальнего Востока, которые создают свою продукцию, ее вывезти не могут, потому что на Восточный полигон развернулись Вологодская, Архангельская области, развернулась вся бумага, картон, фанера, которая шла в Европу. Надо развивать Северный морской путь. Это параллель Восточного полигона. И чем быстрее мы запустим СМП, тем лучше. У нас с вами, по сути, осталось два безопасных коридора, это Китай и Северный морской путь.
Валентин Иванов, первый заместитель министра транспорта Российской Федерации – Чем больше мы строим железнодорожной инфраструктуры, тем больше вынуждены ограничивать жизнедеятельность дороги. Больше окон, больше ограничений для подвозки материалов и так далее. Безусловно, восточное направление – самое дефицитное. Все толкаемся, все грузоотправители, не все грузы можем провезти, что заявляют. Минтранс совместно с Минэкономразвития активно реализует информационную систему транспортно-экономического баланса. Это прогнозирование грузопотоков, межрегиональных коммуникаций и перевозок между регионами и странами.
Накладываем эти прогнозы на существующую инфраструктуру с учетом объемов внутренних перевозок, увеличения пропускных способностей по имеющимся планам. Это позволяет заглянуть с учетом всех прогнозов на 10-15 лет вперед, чтобы понять, где у нас появятся проблемные точки.
Дмитрий Баканов, заместитель министра транспорта Российской Федерации – Решений несколько. Есть соответствующее поручение президента создать национальную цифровую транспортно-логистическую платформу. Идея – не создавать какую-то дополнительную надстройку. Мы планируем реализацию нескольких ключевых сервисов, первый из которых – это единое окно обработки документов между бизнесом и государством. Второй сервис – это электронный документооборот.
Дмитрий Мурев, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания – На текущий момент порядка 8% прирост по контейнерным перевозкам к предыдущему году. Мы рассчитываем, что удастся сохранить темпы. Вместе с рынком занимаемся решением задач, как теперь с этим объемом работать. Конечно, первая задача, которую мы будем решать, – это применение новых технологий. Одним из решений является увеличение длины контейнерных поездов. Контейнерный поезд 120-140 условных единиц – уже реальность. В графике движения поездов мы и на этот год предусмотрели подобное решение, и на следующий.
Владимир Ивин, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС России) – Если 10 лет назад Евросоюз, то есть западное направление, составлял 47% торговли, а Азия – только 29%, то в настоящее время на Азию приходится 66%, а на Евросоюз – всего 11%. Вызовы, с моей точки зрения, в том, что у нас очень сильно перегружен узел Владивосток – Находка. Здесь уже провозные мощности заканчиваются. И в этой связи в качестве новых возможностей, наверное, было бы целесообразно рассмотреть иные пункты пропуска.
Сергей Авсейков, исполнительный директор Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок – Из основных трендов: ежегодно растет потребность ввоза импорта, Дальний Восток продолжает оставаться самым востребованным направлением для перевозки контейнеров. Прогноз наш в целом – это 9-10% роста рынка в 2024 году, несмотря на инфраструктурные ограничения.
Хасян Зябиров, генеральный директор АО «УгольТранс» – Что касается перевозки контейнеров в полувагонах, то первоначально это оценивалось как демпфер, как способ нивелировать разницу между экспортом и импортом.
Потому что весь контейнерный поток с портов Балтики развернулся на торговые порты Дальнего Востока, Приморья. Сегодня по итогам двух лет уже понятно, что это с нами надолго и навечно. Сейчас можно рассматривать перевозку контейнеров в полувагонах как самостоятельную работу.
Александр Иодчин, первый заместитель генерального директора по стратегии и развитию ГК «Дело» – В долгосрочной перспективе для сглаживания неравномерности развития инфраструктуры требуется развитие транспортного потенциала России в целом, не только на Дальнем Востоке.
Помимо всего прочего, должна быть кооперация между основными участниками логистической отрасли и государством по поиску альтернатив. Каждая из предложенных альтернатив Дальнему Востоку, включая Север – Юг, требует решения ряда вопросов, устранения «бутылочных горлышек». И здесь как раз необходима кооперация между рыночными игроками и государством.
РЖД-Партнер, печатная версия < Вернуться к списку