Инцидент с застрявшим в Суэцком канале контейнеровозом наглядно показал преимущества железнодорожного транзита по территории РФ для доставки грузов из Европы в Азию и обратно. Речь идет о соотношении цены, скорости доставки и рисков. Подобным мнением поделился с ТАСС официальный представитель группы компаний «Дело».
ТАСС, 26.03.2021 г.
«В целом основное и практически единственное преимущество судоходных маршрутов для доставки, например, грузов в контейнерах, заключалось в их дешевизне, и оно сейчас отчасти нивелировалась известной ситуацией с нехваткой пустых «ящиков» и значительным ростом стоимости их фрахта. Инцидент же в Суэцком канале наглядно показал, насколько судоходные линии зависимы от таких случайностей и форс-мажора. Поэтому из Европы в Азию и обратно наиболее предпочтительным по соотношению цена/скорость доставки/риски видятся транзитные железнодорожные маршруты через территорию России, по которым на систематической основе курсируют контейнерные поезда», — сказал собеседник агентства.
Представитель «Дела» добавил, что ситуация, безусловно, вызовет задержку доставки грузов, но о конкретных сроках рассуждать сложно, поскольку, по опыту, после «раскупоривания» канала грузоперевозчики приложат максимум усилий для компенсации упущенного времени.
«Наши эксперты дают до двух недель после случившегося, в этот период обстановка будет оставаться более или менее стабильной, потом может наступить первая волна кризиса, когда последствия задержек в доставке грузов будут уже заметны, через месяц „пробки“ — вторая волна, которая может уже существенно повлиять на мировую экономическую ситуацию. Однако после „расчистки“ канала они быстро сойдут на нет, все же современная экономика достаточно гибкая и диверсифицированная», — заключил представитель группы.
О ЧП
23 марта утром в условиях сильной песчаной бури следовавший под панамским флагом один из крупнейших в мире контейнеровозов компании Ever Given сел на мель в Суэцком канале, его развернуло, в результате чего он уперся носом в один берег, кормой — в другой. Судно водоизмещением 220 тыс. тонн и длиной 400 метров полностью заблокировало судоходство по каналу. По Суэцкому каналу проходит 12% мирового потока грузоперевозок, он также является одной из наиболее загруженных водных магистралей мировых танкерных перевозок нефти.
ИНТЕРФАКС, 04.03.2021 г.
Руководство группы компаний "Дело" приняло решение о привлечении PricewaterhouseCoopers (PwC) в качестве консультанта по диагностике системы устойчивого развития и оптимизации деятельности в ESG-сфере, сообщила группа.
"Основной целью сотрудничества является изучение мировых практик, исследование и выработка оптимальных для группы мер по улучшению ее деятельности в ESG-сфере (environmental-social-governance, "ответственное инвестирование"). Это направление является одним из значимых положений разрабатываемой в настоящее время стратегии развития группы на среднесрочную и долгосрочную перспективы", - говорится в сообщении.
"По итогам реализации проекта планируется сформировать синхронизированные со стратегией целевые показатели и дорожную карту мероприятий по совершенствованию системы управления ESG-факторами в деятельности группы", - отмечает группа.
"Мы очень внимательно относимся не только к достижению финансовых показателей холдинга, но и к тому, как мы ведем бизнес на территориях нашего присутствия, к нашей социальной ответственности. Очевидно, что в этом направлении компаниям группы всегда есть пространство для развития, чтобы постоянно соответствовать современным ожиданиям со стороны общества, клиентов и инвесторов. Именно в этих целях мы и реализуем совместный проект с нашими партнёрами из PwC", - заявил генеральный директор ООО "УК "Дело" Игорь Яковенко, слова которого приводятся в сообщении.
Группа "Дело" управляет морскими контейнерными терминалами в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах, сетью железнодорожных контейнерных терминалов, парком контейнеров и фитинговых платформ. У Сергея Шишкарева, основателя холдинга, в нем 70%, еще 30% - у государственной корпорации "Росатом".
Стивидорное направление бизнеса группы представлено холдингом "ДелоПортс" и Global Ports (крупнейший оператор контейнерных терминалов в РФ, 30,75% - у APM Terminals, free float - 20,5%, GDR торгуются на Лондонской фондовой бирже), транспортно-логистическое направление - мультимодальным транспортным оператором "Рускон" и ПАО "Трансконтейнер".
КОММЕРСАНТ, 12.04.2021
Группа хочет занять половину рынка их перевозки в РФ
Группа «Дело» к 2030 году намерена занять не менее 50% на рынках железнодорожного оперирования в контейнерном сегменте и перевалки контейнеров в морских портах, следует из новой стратегии компании. Для этого она только до 2025 года инвестирует в развитие бизнеса, преимущественно «Трансконтейнера», 150 млрд руб. По мнению аналитиков, достичь 50% в железнодорожном контейнерном сегменте будет непросто с учетом активного развития конкурентов и прежде всего собственного контейнерного перевозчика ОАО РЖД.
Стратегия развития ГК «Дело» (70% у Сергея Шишкарева, 30% у «Росатома») предполагает, что к 2030 году группа займет не менее 50% на рынке железнодорожного оперирования в сегменте контейнерных перевозок, не менее 50% в перевалке контейнеров в морских портах и от 15% на рынке экспедирования контейнерных грузов (“Ъ” видел документ).
К этому сроку входящий в ГК «Дело» крупнейший железнодорожный контейнерный оператор РФ «Трансконтейнер» должен более чем вдвое нарастить объем перевозок. По итогам 2020 года «Трансконтейнер» перевез 2,4 млн TEU, в том числе 1,95 млн TEU в груженом пробеге. Доля «Трансконтейнера» в доходных (груженых) перевозках должна к 2020 году возрасти до 45%. По итогам 2020 года доля «Трансконтейнера» на рынке составила 36,4%, увеличившись впервые с 2016 года, причем, как сообщала компания, в последние месяцы года она достигала почти 40%. Стратегия также предусматривает развитие цифровых сервисов, проектной логистики, перевозок крупнотоннажных грузов, а также поддержку развития Севморпути и проекта «Северный морской транспортный коридор».
Инвестиции группы до 2025 года запланированы на уровне 150 млрд руб. Львиная доля их в этот период (125 млрд руб.) придется на «Трансконтейнер».
В результате инвестиций EBITDA группы должна увеличиться к 2025 году в 2,2 раза, к 2030 году — в 3,5 раза.
ГК «Дело» не раскрывает консолидированные показатели, но по итогам 2020 года EBITDA ее стивидорного дивизиона «Делопортс» по МСФО выросла на 57,2%, до 10,6 млрд руб., «Трансконтейнера» — на 13,3%, до 22,6 млрд руб. Скорректированная EBITDA Global Ports, где «Делу» принадлежит 30,75%, сократилась на 7,6%, до $209,7 млн.
На данный момент значительная часть средств группы идет на погашение кредита Сбербанка, взятого в 2019 году на покупку сначала контрольного пакета «Трансконтейнера» с аукциона у ОАО РЖД за 60,3 млрд руб., а потом — на выкуп долей у миноритариев. Сумма кредита — 120 млрд руб., кредитный договор заключен на семь лет. В интервью “Ъ” Сергей Шишкарев говорил, что считает эту долговую нагрузку «вполне комфортной и подъемной». «Дело» постепенно выплачивает Сбербанку долг: «Трансконтейнер» в конце 2020 года выплатил группе 39,8 млрд руб. дивидендов, в том числе из прибыли прошлых лет, и группа говорила, что часть этих средств пойдет на погашение кредита Сбербанка.
В ГК «Дело» “Ъ” подтвердили факт завершения разработки стратегии, не раскрыв дополнительных деталей. Российские железнодорожные перевозки контейнеров в 2020 году выросли на 16%, до 5,8 млн TEU, в первом квартале — на 14,5%, до 1,7 млн TEU. При этом наиболее интенсивно растет транзит — он вырос на 37,6% в 2020 году и в 1,7 раза в первом квартале. Перевалка контейнеров в портах РФ незначительно упала — на 0,5% в 2020 году. По данным SeaNews, в январе контейнерооборот упал на 3,8%, в феврале — вырос на 2,8%.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает задачу по достижению доли в 50% на рынке железнодорожного оперирования в контейнерном сегменте весьма амбициозной. Он напоминает, что доля «Трансконтейнера» в парке фитинговых платформ сокращается, компания не наращивает парк с той же скоростью, с которой это делают появившиеся на рынке новые игроки, такие как «Новая логистическая», «Транссинергия», «Логбокс», которые активно закупают длиннобазные фитинговые платформы. Также наращивает парк созданный в ноябре 2020 года собственный контейнерный оператор ОАО РЖД — «РЖД Бизнес Актив», — с которым «Трансконтейнер» конкурирует в сегменте транзитных перевозок, говорит господин Бурмистров. Что касается достижения целевой доли в терминалах и экспедировании грузов, то, полагает эксперт, это будет в том числе зависеть от эффективности стратегии комплексного предложения логистических услуг от двери до двери и от того, насколько эффективно удастся выстраивать работу с зарубежными партнерами по увеличению транзитных грузопотоков.
SEANEWS, 13.04.2021
Президент группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев в ходе пленарной дискуссии «О развитии грузоперевозок в современных реалиях», организованной в рамках выставки «TransRussia-2021», затронул тему о конкуренции между российскими компаниями.
«Не всегда мы справляемся с возрастающим спросом на транзит, который идет через Монголию, Казахстан и погранпереходы. «Трансконтейнер» (входит в группу компаний «Дело») конкретно столкнулась с проблемами по организации движения грузовых контейнерных поездов на границе с Монголией, Казахстаном, – рассказал С. Шишкарев. – Это, конечно, нас лихорадит веерообразно в связи ограничениями, веденными РЖД «по техническим причинам». Цифры тоже очень неприятные. Никогда еще на границах, пользуясь нашим транспортным языком, не было «брошено» до 40 поездов. 30 – это был максимум, но вот в феврале – до 40 поездов. Все это нужно решать, нужно договариваться. Постепенно эта дискуссия перемещается в Федеральную антимонопольную службу».
С. Шишкарев подчеркнул недопустимость дискриминационного доступа к тем или иным транзитным маршрутам. «Мы не допущены на самый доходный, самый перспективный маршрут [через Казахстан]. Считаем, что если мы действительно говорим об объединении усилий, если мы понимаем, что действуем по принципу win-win, то, конечно, мы должны избежать дискриминационного доступа на те ли иные направления, мы должны договариваться. – Мы готовы активно помогать развивать транзит из Южной Кореи, Японии и Китая. Мы готовы с коллегами выступить российским интерфейсом всего комплекса предоставляемых Россией транспортных и транзитных возможностей».
По словам С. Шишкарева, конкуренция «внутри» создает барьеры. «Например, Российские железные дороги, не дождавшись двух лет со дня проведения аукциона, «очень красиво и симпатично» создали компанию «РЖД Бизнес Актив», обойдя корпоративные процедуры. Не на «дочку», а на «внучку» повесили компанию и, получив от нас максимально возможную цену, создает конкурентку», – сказал он, имея в виду продажу «ТрансКонтейнера» холдингом РЖД.
«Коллеги, давайте не забывать, что сегодня у нас уникальные возможности продвинуть и закрепить за Россией статус крупнейшего мирового транзитера, – продолжил С. Шишкарев. – Конкурируя между собой все-таки мы должны договариваться и понимать, что конкурировать мы должны с теми, кто там по внешнему контуру. При всем уважении к Maersk, MSC, CMA CGM, DP World, мы должны еще раз внятно себе отложить, что Россия – уникальная страна, с гигантским потенциалом транспортных и логистических возможностей. Поэтому: а) мы должны использовать этот шанс, б) мы должны работать вместе, в) мы должны доверять друг другу».
Заканчивая выступление, С. Шишкарев упомянул пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с транспортным пилотируемым кораблем «Ю. А. Гагарин»: «Я испытываю душевный подъем. Мне была оказана честь участвовать в пуске космического корабля «Союз» с космонавтами на борту, который стартовал 9 апреля. Не надо забывать: 12 апреля 60 лет назад не только полетел первый человек в космос. 40 лет назад на космодроме Байконур была реализована советской промышленностью уникальная программа «Буран – Энергия». Я смотрел на макет и слушал инженеров, которые рассказывали о том, чтобы было в 70-80 годы. Друзья, в 1988 году мы подняли в воздух ракету весом 2,8 тыс. тонн. Услышьте, на МКС 9 апреля полетела ракета весом 300 тонн. Так вот тогда, в 80-е годы, ракета взлетела на водородном и кислородном топливе. То есть водородный двигатель работал и доказал свою состоятельность еще тогда. Давайте следовать традициям наших отцов и дедов, давайте будем верны тому, что нам оставили в наследство и, возможно, откроем новую главу взаимодействия, в том числе, продвижения интересов нашей страны в мировой логистической системе».
РЖД-ПАРТНЕР, 12.04.2021
Мы предлагаем Правительству серьезно задуматься об ускоренных темпах контейнеризации и включить этот пункт в разрабатываемый в настоящее время проект социально-экономического развития России до 2030 года с дальнейшей трансляцией в проект транспортной стратегии России до 2035 года, заявил президент ГК «Дело» Сергей Шишкарев в ходе выступления в рамках деловой программы выставки «ТрансРоссия 2021».
По его словам, основной целью контейнеризации является смещение в максимально короткие сроки всех номенклатур грузов в стандартные и специализированные контейнеры. «За этим стоят не только экономические, но и социальные причины. В результаты мы рассчитываем, что компании снизят долю логистики в конечной цене товаров, и это позволит направлять освободившиеся средства на инвестиции и эффективнее контролировать рост цен в стране», - добавил С. Шишкарев.
В рамках предложения прозвучал тезис о желании к 2030 году обеспечить контейнеризацию российской грузовой базы в 10%. «Это круто, это смело, и это достижимо», - подвел итог С. Шишкарев.
< Вернуться к списку